РАО `ЕЭС России` пробует реформироваться, не дожидаясь выхода законов, которые регулируют ход реструктуризации этого акционерного общества. Однако в правлении РАО `ЕЭС России` уверяют, что готовы отыграть назад любые нововведения, которые встретят официальный протест в российских регионах
В этом суть, как объяснил советник председателя РАО `ЕЭС России` Анатолий Зелинский, стратегии по приспособлению энергетиков к рыночным отношениям в РФ.
Начальник департамента Минэкономразвития РФ В. Кравченко считает, что подобные эксперименты не приносят вреда народному хозяйству страны. Ведь революционных изменений в общей направленности развития энергорынка России не зафиксировано. Просто изменился подход к модели реализации реформы. Еще недавно высказывали просто набор пожеланий по реструктуризации РАО, реализация которых, по подсчетам экспертов, обойдется в $500-550 млрд. Где взять такие средства, не указывалось. Не предлагалось и механизма контроля за процессом реформирования.
Теперь ужесточились налоговая политика и антимонопольный контроль. Изменилась и общая ситуация в российской экономике. Поэтому В. Кравченко полагает, что источники финансирования программ можно найти, если поискать их как следует. На это косвенно указывают резко возросшие инвестиции в нефтедобычу и нефтепереработку в нашей стране: они в 1,6-1,7 раза больше, чем ожидали в российском правительстве.
Нефтяникам, очевидно, и придется поделиться частью своей прибыли с энергетиками. Правда, вряд ли у них удастся изъять такие большие суммы, на которые рассчитывали последние. Поэтому энергетикам следует ужимать свои расходы или искать дополнительные ресурсы.
В Минэкономразвития РФ, опять-таки по косвенным признакам, предполагают, что такие ресурсы у РАО `ЕЭС России` за последние год-два должны были накопиться: ведь показатели работы ТЭК страны изменились к лучшему.
Разумеется, свои расчеты по этому поводу в Мин-экономразвития РФ не обнародуют. А статданные, поступающие из разных источников, сильно различаются между собой из-за противоречий между системами внутреннего и официального учета движения ресурсов российских компаний.
Однако эксперты Минэкономразвития РФ полагают, что надежнее все-таки доверять информации Госкомстата: ее точность оценивается в пределах 10%, что достаточно для определения основных тенденций развития ТЭК России.
У кого сети,
у того и улов
Как же намерены реформироваться российские энергетики? РАО `ЕЭС России` разделят на федеральную сетевую энергокомпанию, оптовые генерирующие предприятия, сетевые, сбытовые и сервисные компании.
Сначала, по-видимому, сформируют управляющую структуру будущего холдинга. Уже появилась дирекция по ее созданию. Эта же дирекция вырабатывает методологию вычленения оптовых генерирующих предприятий. Можно сделать вывод: в 2002 году энергетики уже заложили первые кирпичи в фундамент реформ.
Правда, в России немало желающих разобрать всю эту кладку: представителям ряда министерств и ведомств не нравится сам принцип разделения полномочий, нет согласия по поводу методики оценки имущества энергетиков.
Еще сложнее, как выразился А. Зелинский, `растолкать среду` в российских регионах, где большинство миноритарных потребителей скептически относится к идеям РАО `ЕЭС России` по формированию сети оптовых генерирующих компаний. Например, эксперты правительств Ленобласти и Петербурга опасаются, что предложенные энергетиками модели реструктуризации практически выводят ценообразование на энергоносители из-под госконтроля.
Если сейчас, скажем, ради эксперимента появятся оптовые генерирующие компании, то в нынешней ситуации на их деятельность ни антимонопольные управления, ни региональные власти повлиять уже не смогут. (Это теоретически можно сделать под предлогом апробации системы раздельного учета финансовых потоков внутри РАО `ЕЭС России`. В таком случае, кстати, расформировать предприятие можно будет только через суд. А это дело долгое.)
Вот почему нормы ценообразования для оптовых производителей электроэнергии вызывают яростную дискуссию. Под давлением общественности в РАО `ЕЭС России` вынуждены были, например, согласиться на учет норм возврата средств на капитал. Но этого недостаточно, чтобы стимулировать оптовиков снижать расходы и ограничить взвинчивание цен на электроэнергию...
Сложный вопрос, где взять дополнительные средства для развития рыночной инфраструктуры энергетики. Как привлечь инвесторов? Что им можно передать без ущерба для экономики страны? А. Зелинский проинформировал, что возможна продажа акций некоторых генерирующих компаний и переговоры о возможной продаже одной из ГРЭС уже ведутся.
Предполагается разработать условия участия инвесторов в управлении этими компаниями (есть интерес к этому в деловых кругах Германии). Не исключена и прямая продажа некоторых энергопредприятий (первый претендент - Соликамская ТЭЦ). При выделении в качестве самостоятельных у сетевых компаний может появиться излишек капиталов. Поэтому не исключается и обмен акций сетевых компаний на акции генерирующих предприятий.
Основной тормоз на пути осуществления этих программ - отсутствие федеральной программы, регулирующей механизм перекрестного финансирования энергетической отрасли, а также учет специфики энергопотребления в российских регионах.
5% рынка способны
обескровить всю страну
Начальник управления региональной политики Федеральной энергетической комиссии РФ Константин Зубанов уверен, что пройдет немного времени и пыл дискуссий поостынет. Ведь даже при самом оптимистичном сценарии дерегулируется не более 5-15% российского энергорынка.
На Дальнем Востоке у предприятий нет альтернативных источников энергии, в Сибири существует избыток мощностей, но они изолированы от других территорий страны отсутствием передающих и коммутирующих сетей. Таким образом, суть реформы сводится к появлению нескольких энергоплощадок в европейской части страны.
При таком раскладе в Сибири тарифы на электроэнергию могут даже снизиться, а, например, на Северо-Западе РФ - возрасти: ведь здесь выгоднее будет продавать ее за рубеж, чем отпускать потребителям на внутреннем рынке.
В РАО `ЕЭС России` предчувствуют, что именно в этом регионе будет решаться судьба реформ российской энергетики. Поэтому, по-видимому, и предпочитают информировать потребителей и администрации субъектов РФ на Северо-Западе едва ли не в последнюю очередь: когда будут готовы базовые документы, вносить в них поправки окажется намного сложнее, чем на стадии их выработки. |