В рамках VI Петербург-ского экономического форума состоялся `круглый стол` по вопросам реформирования электроэнергетической отрасли
Реформировать или не реформировать российскую энергетику, вопрос уже не стоит. В отрасли твердо решено создавать рыночные отношения. Однако несмотря на то что первый этап - разработка правовой базы - уже начался (в Госдуму представлены на рассмотрение 6 законопроектов), вопросов и опасений реструктуризация энергетики вызывает немало.
Электроэнергетика относится к разряду естественных монополий. И именно в этой отрасли нарушений антимонопольного законодательства больше, чем в прочих. По данным Анатолия Голомолзина, замминистра по антимонопольной политике РФ, 31% нарушений приходится на электроэнергетику, на связь - 17%, на железнодорожное `государство` - 12%, на газовиков - 8%.
Закон
придется уточнить
По мнению Валентина Межевича, заместителя председателя комитета Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности естественных монополий, закон об электроэнергетике носит отсылочный характер. Шестнадцать его статей отправляют к нормативным актам Правительства РФ.
Ряд терминов этого закона требует уточнения и согласования с действующей терминологией. Судя по всему, в разработке законопроекта принимали участие не совсем компетентные специалисты. В проекте отсутствует четкое определение федеральной энергетической сети.
Не обозначено и разделение сфер влияния РФ и субъектов Федерации. Спор о правах и обязанностях РЭК ведется уже достаточно давно. Много нареканий в их адрес из-за проведения некорректной политики ценообразования. В результате, как выяснили сотрудники Счетной палаты РФ, ведущие в соответствии с постановлением Правительства РФ проверку деятельности РАО `ЕЭС`, во многих регионах начальниками РЭК становятся заместители глав администраций и изменение тарифов происходит в соответствии с решениями политическими, а отнюдь не на основе экономических расчетов.
Тем не менее специалисты считают, что сохранить региональный уровень регулирования нужно, но лишь при условии жесткого контроля правил ценообразования со стороны государства.
Специалисты РАО `ЕЭС` смотрят на проблему с другой колокольни. По их мнению, в проекте недостаточно четко прописан потолок цен и власти по-прежнему смогут определять его самостоятельно. А если правительство сможет в любой момент остановить рынок, то инвесторы в этот сектор не пойдут.
В основной капитал нефтяной отрасли в 2001 г. были вложены немалые средства - 330 млрд руб. Однако произошло это именно за счет того, что государство мало вмешивалось в дела отрасли, считает молодой замминистра энергетики РФ Владимир Милов.
У инвесторов
свой резон
Для осуществления реструктуризации энергетики требуются немалые средства. Например, оптимальные финансовые потребности при замещении выбывающих энергомощностей до 2020 г. составят 3 трлн руб. с нарастающим итогом.
Если подойти к этой цифре критично, то реально возможный объем инвестиций на сегодня, по словам В. Милова, составляет около $2,6 млрд.
С инвестициями в российскую экономику все действительно обстоит не лучшим образом. Правда, 20% кредитного портфеля ЕБРР приходится на РФ, а 1,4 млрд euro направлено именно в электроэнергетику (в основном на развитие генерирующих мощностей). Однако два года назад рост общего объема инвестиций составлял 17%, сейчас лишь 2%. Причем на 70% их выплачивают из собственных средств предприятий. Что же мешает притоку средств?
Дэвид Хорн, член совета директоров РАО `ЕЭС`, пояснил, что, с точки зрения портфельных инвесторов, сектор электроэнергетики в России очень дешев, тарифы на электроэнергию, к сожалению, слишком низки, чтобы обеспечить приток инвестиций.
Кстати, г-на Хорна можно огорчить еще больше. По прогнозам В. Милова, в течение ближайших двух лет тарифы без реформы могли бы вырасти в 2-3 раза. Но поскольку государство заботится о своих гражданах, то тарифы в среднем по стране будут увеличиваться на 10-20% ежегодно от стоимости действующего. В Петербурге и Ленобласти их рост составит 35-40%.
Впрочем, если Газпром резко поднимет свой тариф (а газовая составляющая в себестоимости электроэнергии достигает 60-70%), то все эти расчеты окажутся несостоятельными.
Рыночную стоимость российских компаний намеренно занижают. Цену предприятия, производящего электроэнергию, определяют западные эксперты в 5-10 раз ниже, чем она есть на самом деле.
Портфельных инвесторов беспокоит несколько моментов. Во-первых, возможная потеря активов во время проведения реструктуризации, которые могут продаваться по слишком низкой цене, оказаться в ситуации застоя или вовсе будут украдены.
Еще одна проблема - нехватка наличности. Компании-производители зачастую не получают прибыли, которая оказывается у совсем других фирм. В результате ликвидность сектора низка. Не симпатично инвесторам и создание компаний-холдингов. Дело в том, что в этом случае активы отделяют от держателей акций и управляемость ими ослабевает.
|