Сложное положение малой авиации в регионе заставило Северо-Западное окружное межрегиональное территориальное управление (ОМТУ) воздушного транспорта выработать меры по решению проблем. Концепция ОМТУ недавно рассматривалась на заседании Комитета по транспорту Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ
В регионе 53 авиапредприятия, из которых имеют стабильную загрузку ГУАП `Пулково`, `ОДО НПП `Мир`, АОЗТ `Авиакомпания `Балтийские авиалинии`, ЗАО `Авиакомпания СПАРК+`, ЗАО `АТК `Атрувера`, ЗАО `Роснефть-Балтика` и ЛАП `Ржевка`. Кроме того, ООО `Агентство воздушных перевозок` выполняет грузоперевозки авиасредствами, арендованными у аэродрома `Пушкин`, а ООО `Балтаэросервис` занимается аэрофотосъемкой.
Все авиапредприятия, кроме ГУАП `Пулково`, небольшие. У ЛАП `Ржевка` пять самолетов Ан-30, один вертолет Ми-2 и восемь самолетов Ан-2 без сертификата летной годности. У НПП `Мир` три воздушных судна. У `Авиакомпании `Балтийские авиалинии` пять вертолетов Ми-8Т, у `Авиакомпании `СПАРК +` их пять, из них два работают в Африке. ЗАО `Роснефть-Балтика` имеет два вертолета Ми-8Т и самолет Як-40.
Многие авиакомпании никак не могут преодолеть финансовые проблемы. Среди них Государственное унитарное Новгородское предприятие (ГУНАП), ГУП `Комиавиатранс`, ОАО `Авиакомпания `Комиинтеравиа`, ГП `Калининградавиа`, ООО `Мурманская авиационная компания` и ОАО `Аэропорт Мурманск`.
Однако в некоторых компаниях заметны перемены к лучшему: ГУП `Псковавиа`, например, за последние два года увеличило парк воздушных судов Ан-26 с четырех до шести, приобрело постоянных заказчиков за рубежом и планирует дальнейшее развитие.
Налаживаются полеты авиакомпании `Архангельские воздушные линии`, чьи самолеты стали летать в Котлас (Як-40), в Мезень и Нарьян-Мар (Ан-24). Планируются полеты на Ан-24 на Соловецкие острова. После реконструкции аэропорт Бесовец, который находится в совместном пользовании Минобороны и Минтранса РФ, намерен принимать все виды военных и гражданских самолетов.
В целом же обстановка на воздушном транспорте ухудшилась: сократились регулярные авиаперевозки и парк самолетов. Большинство летной техники устарело, а средств на ее обновление нет. В ближайшие годы региональные авиакомпании могут быть вытеснены не только с международного, но и с внутреннего рынка.
Для предотвращения этого специалисты предлагали ряд мер, в том числе укрупнить авиакомпании (то есть привести в действие экономические методы - процедуры банкротства, ужесточить систему лицензирования и сертификации) и наладить их сотрудничество с крупными промышленными предприятиями, в частности нефтяного и газового комплекса, которые готовы вкладывать средства в развитие инфраструктуры воздушного транспорта.
Эти идеи нашли отражение в концепции ОМТУ по восстановлению региональных и межрегиональных авиаперевозок, которая вырабатывалась в соответствии с `Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года` (утверждены 03.02.2001).
На заседании Комитета по транспорту Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ была также рассмотрена программа реализации этой концепции. Суть ее в том, что для восстановления местных авиаперевозок намечается создание региональной авиакомпании на базе одного из эксплуатантов.
В результате планировалось сконцентрировать ресурсы и оптимизировать расходы. В таком случае можно было рассчитывать на господдержку деятельности социально значимых аэропортов. На роль такого эксплуатанта предлагалось ОАО `Вологодское авиапредприятие`.
Заметим, что по данным Российской транспортной инспекции, кроме Пулково, в регионе лишь одному предприятию удалось сохранить авиаинфраструктуру в комплексе - это ОАО `Вологодское авиапредприятие`, которое обеспечивает полеты по расписанию из аэропорта Вологда на самолетах Як-40 по
местным воздушным линиям, а также в аэропорты Внуково (Москва) и Ухта (Республика Коми).
Однако нельзя сбрасывать со счетов, что по соседству не менее успешно функционирует и аэропорт Череповец ОАО `Северсталь`. Отсюда на самолетах Як-40 выполняются рейсы из Череповца в Москву, Петербург, Петрозаводск и в Хельсинки. Летом - в Сочи...
ОАО `Северсталь` вложило достаточно средств в свой аэропорт. И вряд ли останется равнодушным к реструктуризации в сфере местных авиаперевозок. А `Северсталь` - достаточно сильный игрок, интересы которого нельзя игнорировать. Особенно, если учесть, что основная доля затрат на авиапроекты ложится на местные бюджеты.
На заседании Комитета по транспорту стало понятно, что сегодня, к сожалению, у субъектов Федерации нет общей политики, которая помогла бы восстановить сети регулярных авиалиний, сохранив всех эксплуатантов региона. Неудивительно, что планы ОМТУ вызывают в регионе сомнения и нуждаются в дополнительном изучении.
В связи с этим в комитете решили создать рабочую группу из представителей администраций субъектов Северо-Запада и специалистов для доработки концепции и соглашения об организации региональных авиационных перевозок в Северо-Западном федеральном округе.
|