Десятилетие российской демократии, которое мы отметили в минувшем году, и трехсотлетие северной столицы - родины Российской империи, которое отметим в будущем году, заставляют общество и особенно интеллигенцию по-новому взглянуть на создание здоровой и жизнеспособной системы связей между народом и его руководителями. Ведь общество всегда формирует власть по своему образу и подобию
Однако со временем всякая новая власть и очередная лидерская когорта начинают воспроизводить старые шаблоны управления обществом, даже если смена режима вершилась не эволюционно-парламентским, а революционным путем.
`Мятеж не может кончиться удачей: тогда он именуется иначе...`
Причину большинства кризисов некоторые специалисты видят в постепенной утрате связей между государственной элитой и породившей ее почвой.
По словам петербургского политолога Михаила Королева, часто бывает, что высшие надстроечные институты пытаются всеми правдами и неправдами вкрапить в сложившуюся культурную ткань общества элементы социально-психологического догматизма. То есть законсервировать те блоки сознания, которые навеяны прошлыми успехами и триумфами.
Так уж случалось, что верховные правители старались сформировать внутри надстройки некую самостоятельную, далекую от низов культуру. Возникала опасная ловушка - модель двойных стандартов, напрочь отрывавшая элиту от почвы.
На определенном этапе кризис взаимного непонимания, объемной социальной дезинформации и глубочайшего олимпийского самообмана поражал все клетки общественного организма, и тогда вспыхивала революция - снизу или сверху, бархатная или кровопролитная. В коридорах власти воцарялась новая элита - и все шло по кругу.
`Порядку ж нет как нет`
В истории России данные инциденты весьма часты, и поскольку Петербург в течение двух веков подряд служил столицей Российской державы, а теперь остался культурным центром страны, то многие важнейшие для страны события происходили именно в общественной жизни этого города. Достаточно вспомнить, что в годы сталинских пятилеток именно `провинциальный` Ленинград вынес на своих плечах груз ответственных заказов для промышленного, транспортного и энергетического строительства в СССР. Да и продажа на Запад ценнейших произведений искусства - ради дополнительного финансирования индустриализации - затронула в первую очередь ленинградские, а не какие-либо другие музеи.
Сейчас, в эпоху демократии, встает вопрос о формировании четкого общественного самосознания. Острее всего ощущается он не в Москве, а в регионах: ведь Россия (в сегодняшних границах) впервые в своей истории стала истинно федеративным государством. В советское время в РСФСР, где существовали национальные автономии, основная часть территории - великорусские области и края - держалась на унитарном фундаменте. Прочие союзные сестры, имевшие у себя автономные образования (скажем, Грузия, в которой Абхазия, Аджария и Южная Осетия занимают и по сей день значительную часть крошечной страны), почему-то не обладали обременительным статусом федеративной республики.
Видные интеллигенты еще при подготовке Конституции 1936 года писали об этом в Кремль, прося отца народов исправить `юридическую безграмотность`, допущенную в революционную пору. Перемены, однако, произошли недавно - в сторону тотальной федерализации. Вот почему именно регионам необходим зрелый опыт государственного созидания.
`Это были цари - не скитальцы!`
Улучшить систему связей между обществом (базисом) и публичной властью (надстройкой) не столь уж сложно. Как полагает Игорь Михайлов, заместитель председателя Комитета по законодательству ЗС Петербурга, целесообразно отменить право законодательной инициативы для депутатских корпусов всех уровней, сохранив его только для исполнительной вертикали. Губернаторские команды, убежден парламентарий, полезно наделить сверх того возможностью многократного применения вето. Параллельно чиновничество должно лишиться права издавать самостоятельные подзаконные акты.
Прерогативами законодательной власти станут наработка процедуры общественных слушаний - с подлинным, жестким контролем за их ходом; обобщение собранной информации и обязательный учет общественного мнения по конкретной проблеме; наконец, одобрение итогового документа. Речь идет о трех классических законотворческих чтениях, но главный акцент делается на процедуре рассмотрения - понятной и обеспечивающей активным, образованным слоям свободное участие в дискуссиях.
Понадеемся, что подобный подход сгладит многие политические противоречия, продемонстрировав обществу реальные решения реальных задач. Северная Пальмира вправе рассчитывать на крепкий, качественный интеллектуальный менеджмент.
Не забудем: на содержание всех органов власти и структур местного самоуправления городской бюджет-2002 выделил немало - 854,3 млн руб., но на культурные потребности культурной столицы, слава богу, почти в полтора раза больше - 1,25 млрд руб.
Словом, верхушка Петербурга призвана руководить уникальным мегаполисом мудро, твердо и искусно, помня крылатую фразу академика Дмитрия Лихачева: `Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель`.
|