Завершился трехлетний российско-британский проект IT in Foreign Language Applications - `Использование информационных технологий в изучении иностранного языка`. В его рамках шестьдесят петербургских преподавателей английского языка прошли стажировку в Великобритании. Это первый за последнее десятилетие проект такого масштаба
Инициаторы этого проекта - петербургская специализированная средняя школа
N 98 и преподавательница из графства Йоркшир Сильвия Ашер. В нем участвовали 9 (5 из которых петербургские) школ, а также Петербургский государственный технический университет и Хальский университет (Великобритания).
Именно благодаря участию последних программа смогла получить грант Tempus TАСIS, по которому российские преподаватели стажировались бесплатно. Дело в том, что Tempus TАСIS работает только с высшими учебными заведениями и предполагает обмен студентами, а не преподавателями.
Первоначально на проект было выделено 140 тыс. евро. Однако позже сумму сократили на 20 тыс., решив, что программа слишком дорогая. Эти средства пошли на оплату управления проектом, проезда и проживания, суточных, занятий с университетскими преподавателями, экскурсий.
Помимо средств от Tempus TАСIS были привлечены и спонсорские деньги. Друзья проекта, как называли добровольных инвесторов, помогали решать все возникавшие по ходу дела проблемы.
За три года 57 учителей из 98-й, 157-й, 206-й, 316-й, 328-й петербургских школ и 7 преподавателей из `политеха` провели по месяцу в графстве Йоркшир. Кроме совершенствования в английском все они смогли познакомиться с методиками преподавания языка с помощью компьютера.
Учитывая слабую компьютерную оснащенность школ северной столицы, некоторые учителя вообще не имели навыков работы с машиной. Однако семинары по информатике, проведенные Хальским университетом, и посещение ряда британских школ не походили на ликбез.
Российские учителя сами готовили программное обеспечение, проводили уроки в принимавших их школах. Интересным оказалось знакомство со школьным менеджментом. Как ни странно, и в Великобритании многие школы испытывают проблемы, аналогичные нашим, причем по той же причине: нехватка средств.
Однако из положения выходят иначе. В одной школе, к примеру, раз в год разрешается приходить на уроки в чем угодно (ограничения крайне незначительные), но за это нужно заплатить штраф 1 фунт. Таким образом собирают средства на краску, покупку техники и прочие нужды. В другой школе на уборку здания и окружающей территории раз в неделю приглашают задержанных полицией нарушителей, которые отбывают таким образом трудовую повинность. Учебное заведение при этом ничего не платит им за работу.
Итогом проекта станет лазерный диск, который будет в ближайшее время выпущен в Великобритании. В него войдут материалы по страноведению и методики, разработанные российскими стажерами. Поначалу диск будет использован как пособие для учителей в пилотных школах - участниках проекта. При успешной обкатке им смогут пользоваться учителя других петербургских школ.
Помимо этого, предполагается подготовить продолжение проекта. Вторая программа будет нацелена на обмен школьниками. Также планируют, что одним из ее направлений станет ознакомление британских преподавателей со школами Петербурга. |