Июнь в Петербурге и на всем Северо-Западе не только месяц белых ночей, но и пора выпускных экзаменов в школах. Первую проверку полученных знаний 38 тыс. петербургских школьников проходили, написав 3 июня сочинение. Правда, результаты этого экзамена будут известны лишь в ближайшие дни. Однако, судя по темам, на которые было предложено поразмышлять выпускникам, этот экзамен ничего не даст им полезного для будущей жизни: темы были слишком далеки от реальных дел, которые волнуют молодежь.
Судите сами: в школах, как и везде, коррупция. Учителя, не стесняясь, делят воспитанников на бедных и богатых, не гнушаются требовать от родителей деньги не только на ремонт школы, но и на собственный фуршет в то время, пока дети пишут сочинения. Причем нередко еще и с горячительным. И все это оправдывают тем, что, дескать, нам мало платят.
Действительно, платят бюджетникам мало и не вовремя. Работая в бизнесе, родители учеников получают гораздо больше. Но может быть, не стоит тогда трудиться на учительской ниве и, пока не поздно, следует переквалифицироваться?..
Ведь не случайно существует мнение, что затеянная министерскими чиновниками реформа среднего образования, в результате которой дети будут учиться в школе 12 лет, рассчитана отнюдь не на улучшение его качества, а скорее на то, чтобы занять огромную армию учителей, которую наши педагогические вузы с большим избытком выпустили. И это при том, что в последние годы, когда, по существу, отменено официальное распределение, лишь треть выпускников педагогических учебных заведений попадает непосредственно в школу. А ведь учатся они за государственный счет...
Ну а что же выпускники? Говорят, что программы в российских школах предъявляют очень высокие требования к учащимся, не оставляя им достаточного времени на отдых. Мониторинг, проведенный в этом году специалистами Министерства образования РФ, показал, что `рабочий день` старшеклассника в наших школах длится 9 часов, при этом каждый четвертый из них тратит на сон менее 8 часов в сутки.
Такие перегрузки, появившиеся благодаря усилиям того же Минобразования, - одна из причин того, что у многих ребят возникает желание `расслабиться`: пьянство и употребление наркотиков стали привычным явлением среди российских старшеклассников. А им предлагают на выпускном школьном экзамене поразмышлять на тему о человеческой судьбе в одном из произведений русской литературы или, скажем, о красоте мира и человека...
Два маститых критика и известный автор детективов А. Маринина, узнав темы школьных сочинений нынешнего года, в прямом телеэфире признались, что не смогли бы их достаточно полно и хорошо раскрыть. Что уж спрашивать с `племени младого, незнакомого`, тем более что живет оно сегодня, по сути, в своеобразном зазеркалье: в школе учат одному, а улица и жесткие условия окружающей действительности - совсем другому.
|