Новгород и по территории, и по численности населения - город небольшой, но все-таки Великий. Историческая `протекция` в названии подкрепляется делами и инициативами в разных сферах, которые снискали Новгородской области и ее столице широкую известность как инвестиционно привлекательного, политически стабильного, открытого к сотрудничеству партнера не только в России, но и за ее пределами. Не случайно в стратегии МИД Швеции по сотрудничеству с Россией Великий Новгород назван приоритетным по реализации большого количества проектов и программ, направленных на развитие демократии и местного самоуправления. Очень многое в решении этих вопросов зависит от политики, проводимой руководством города, которое готово к действиям и не боится новшеств, хотя в нынешних финансовых условиях не всегда просто это сделать. С вопроса об экономическом состоянии и перспективах развития Великого Новгорода мы начали разговор с его мэром Александром Корсуновым
- Нам удается реализовать практически все из того, что записано в программе социально-экономического развития города. Все последние годы стабильно развиваются машиностроение, пищевая промышленность и особенно деревообрабатывающая отрасль. За первый квартал текущего года рост промышленного производства составил 18%.
Уже по сравнению с прошлым годом, заработная плата за несколько текущих месяцев увеличилась вдвое и составляет в среднем 4 тыс. руб., что для нашего города неплохо: ведь цены у нас не сравнить с московскими или петербургскими.
Мы продолжаем активную работу по привлечению инвестиций. Почти все крупные инвесторы, обосновавшиеся на территории города, занялись серьезными реинвестициями, вкладывая прибыль в развитие и увеличение производственных объемов, повышая качество продукции за счет внедрения новых технологий, расширяя рынки сбыта.
В прошлом году отечественные и зарубежные инвестиции в экономику города составили 435 млн руб. Пример реинвестиций показывает российско-австралийская фирма `Амкор-Ренч - Новгород`, основавшая новую полиграфическую отрасль. После реализации второго инвестиционного проекта треть всей упаковочной продукции, выпускаемой сегодня в России, будет производиться в Новгороде.
Такую же стратегию развития выбрали и испанская фирма `Джойко`, и немецкое предприятие по выпуску автомобильных прицепов и полуприцепов `Новтрак`, и многие другие производства.
Сейчас в стадии проработки находятся проекты еще ряда российских, немецких, шведских, австрийских, польских компаний в области деревообработки, машиностроения, пищевой промышленности.
Конечно, в связи с финансовыми трудностями мы вынуждены сворачивать некоторые программы развития города, чтобы выполнять, к примеру, решение о повышении зарплаты бюджетникам. Но городской бюджет остается социальноориентированным, и более 66% всех средств стабильно направляем на защищенные статьи.
В то же время город активно работает с финансовыми и проектными институтами, в том числе и с иностранными, для решения проблем энергоресурсосбережения, совершенствования механизмов управления и сокращения затрат. Эта работа проводится, чтобы тарифы на жилищно-коммунальные услуги росли не только за счет повышения уровня платежей горожан.
- Александр Владимирович, вы - президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, важное собрание союза проходило совсем недавно...
- Да, оно прошло в Череповце. Это - ежегодное собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. В нем участвовали представители 19 городов из 23, входящих в союз, мы подвели итоги работы за прошедший год.
Хочу сказать, что история союза насчитывает уже более 11 лет, а родился он именно в Череповце. В 2001 году эта организация расширила свои рамки и получила название Союз городов Центра и Северо-Запада России, новыми членами стали Воронеж и Великий Устюг.
В городах, входящих в союз, проживает сейчас более 6 млн человек, и обмен опытом работы в его рамках позволяет находить новые формы управления городской жизнью. Так, только в прошлом году в 13 городах союза прошли содержательные и чрезвычайно полезные мероприятия, среди которых - семинары по рассмотрению казначейского исполнения бюджета, решались важные вопросы, связанные с поиском дополнительных источников финансирования, повышением качества работы ЖКХ.
Идет постоянный обмен опытом по социальным программам, борьбе с наркоманией. Мы чувствуем, что в союз тянутся другие города, потому что сообща многие проблемы решать легче.
- В этом собрании в Череповце принял участие заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Козак. С чем это было связано?
- Мы пригласили Дмитрия Николаевича, чтобы он познакомил мэров городов с работой комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти - федеральной, региональной и местной, председателем которой он является.
- Вы ведь тоже член данной комиссии... И, насколько нам известно, едва ли не единственный, кто представляет в ней мнение местной власти.
- Интересы органов местного самоуправления в комиссии представляют двое - я и президент Конгресса муниципальных образований России Олег Николаевич Сысуев, тогда как интересы федеральной власти в комиссии отстаивает более 20 представителей различных министерств, и 6 человек - от субъектов РФ.
На заседании Союза городов Д. Козак как раз и рассказал о том, как непросто идет работа по разграничению полномочий: ведь каждое из них следует рассматривать как обязанность определенного уровня власти, при этом должен существовать механизм юридической ответственности за его выполнение.
С другой стороны, все три уровня публичной власти должны быть одинаково и реально обеспечены ресурсами для осуществления своих полномочий.
- Александр Владимирович, нетрудно ли вам практически в одиночку отстаивать интересы местного самоуправления?
- Ну, я не один, во всяком случае моя позиция и мнение по разным вопросам находят поддержку и понимание, председатель комиссии дает мне возможность высказаться по каждому обсуждаемому пункту. А я ведь отстаиваю не только свою точку зрению, но и выверенную позицию руководителей, входящих в Союз городов Центра и Северо-Запада России, других моих коллег.
Конечно, если объективно оценивать ситуацию, можно сделать вывод, что каждый уровень власти этой властью делиться не хочет. Даже после создания комиссии правительство приняло ряд документов, которые совершенно не учитывают интересы общества и полномочия органов местного самоуправления, а также разделение источников по финансированию этих полномочий.
Принимаются такие законы, которые ставят под большое сомнение управляемость территорий и повышение ответственности за их состояние. Именно поэтому в довольно сжатый срок нужно привести в соответствие более 200 федеральных законов в рамках действующей Конституции. Другими словами, создать работающую систему власти таким образом, чтобы все ее уровни (федеральный - областной - городской) не мешали, а помогали друг другу. Добиться в идеале того, чтобы представитель каждой структуры взял в свои руки столько власти и ответственности, сколько нужно для максимальной эффективности его работы.
Нам, на мой взгляд, нужно кардинально решить главный вопрос: кто лучше будет исполнять те или иные задачи в силу своей компетенции, знания ситуации, нужд и потребностей людей и делить полномочия с тем простым учетом, чтобы люди знали, кто за что отвечает и с кого за что можно спросить.
Вселяет надежду и то, что президент России эту работу считает очень важной и нужной и ждет позитивного результата.
- Что бы вы хотели пожелать новгородцам в день рождения Великого Новгорода?
- Я бы хотел им еще раз сказать, что мы с оптимизмом смотрим в будущее. Есть неплохой задел для того, чтобы в Великом Новгороде открыли новые производства, появлялись новые рабочие места, наши дети имели возможность получить именно здесь хорошее образование и такую профессиональную подготовку, которая была бы востребована нашими предприятиями, чтобы жизнь была упорядоченной и стабильной.
Мы все будем делать для решения этих задач, и мне хочется не только поздравить всех новгородцев с праздником, но и заверить их, что местная власть всегда работала и будет работать в интересах новгородцев. |