ОАО `Завод Электрик` начало комплексную реструктуризацию систем управления и производства за счет собственных средств
Как и многим петербургским предприятиям, этому заводу есть что вспомнить и чем гордиться. Появившись в городе в 1896 году под названием `Акционерное общество `Дюфлон и Константинович` (`ДЕКА`), завод вплоть до 1980-х годов ХХ века был лидером в производстве сварочного оборудования.
Потерять легко
На этом заводе в 1924 году были изготовлены первые генераторы для дуговой и электроконтактной точечной сварки, а спустя четыре года - первые машины для контактной сварки. Здесь же в 1931 году появилась опять-таки первая в России лаборатория сварки, а позже - Институт сварки России.
В 1960-1980-х годах каждые 5 лет на заводе полностью обновлялось оборудование: на предприятии постоянно внедрялись более современные технологии (например электронные системы управления). В 1980-е годы `Электрик` выпускал около 70%, а по некоторым позициям - до 100% всей электросварочной техники в стране.
Последнее десятилетие ХХ века стало не самым лучшим для завода. Была потеряна большая часть экспорта. Если раньше предприятие поставляло свою продукцию в 50 стран мира, то сейчас можно говорить лишь о 4. Причем доля экспорта в общем объеме продаж (включая поставки в страны СНГ) занимает лишь 15%.
Пока вопрос о возвращении позиций крупного экспортера не стоит. Руководство завода считает, что на это потребуются слишком большие средства. Деньги придется тратить на рекламу, получение международных сертификатов и прочее.
Не намного лучше обстоят дела и с внутренним рынком. Прежние позиции завод более-менее удерживает в области выпуска так называемого сверхтяжелого и тяжелого сварочного оборудования. Это довольно дорогие агрегаты, которые приобретаются порой поштучно и нечасто. Такого рода машины занимают 30% ассортимента выпускаемой продукции.
Остальные 40% - так называемый горох: легкое сварочное оборудование. Именно оно востребовано на российском рынке в больших объемах. Однако позиции как раз на этом сегменте рынка у завода слабые. За то время, когда предприятие почивало на заслуженных когда-то лаврах, ситуация изменилась. Появились новые заводы и заводики, гораздо внимательнее относящиеся к конъюнктуре рынка.
Конкуренты не дремлют
Если по тяжелым машинам у `Электрика` в России конкурентов, по мнению коммерческого директора завода Василия Маслова, нет (за исключением ближнего зарубежья - украинского Каховского завода электросварки), то по легким - достаточно. Это Калининградский завод электросварки, Московский завод электротехники, `Уралтермосварка` (Урал), Псковский завод тяжелого сварочного машиностроения.
Причем через год-два ожидается экспансия западных компаний, что лишь усложнит ситуацию на рынке (пока импорт оборудования в РФ составляет около 9% от общего объема реализации электросварочного оборудования в России).
Учитывая все это, на заводе взялись за изменение структуры предприятия и его маркетинговой политики. Сейчас идет активное создание сети агентов и филиалов предприятия в РФ. Ведется работа с дистрибуторами и дилерами. Прошла ревизия всей клиентской базы. В результате завод имеет 40 региональных торговых представительств, около 20 официальных дилеров и 5 агентов (речь - о юридических лицах).
Условия, предоставляемые им, безусловно, льготные. Но теперь завод старается избежать ситуаций, при которых с их продукцией велись недобросовестные игры. В основном это касается вопросов ценовой политики. Главная `фишка` `Электрика` в борьбе за клиента - комплексные поставки всей гаммы электросварочного оборудования.
Предполагается, что в реструктуризацию предприятия будет вкладываться определенная доля средств от реализации продукции. На этот раз планируется сумма $1,5-2 млн. На техническое перевооружение в 2001 г. завод, износ оборудования которого составил порядка 80%, потратил $1 млн из собственных средств.
Ау, где вы, рыночники?
Однако, несмотря на принимаемые руководством завода меры по расширению рынка сбыта, некоторые проблемы все же не решаются. Это касается, например, госзаказа.
Довольно беспомощно выглядят сетования топ-менеджеров на то, что петербургские компании покупают оборудование, скажем, на воронежском заводе, а не у них. Участвовать же в тендерах городского заказа смысла не видят.
А как нехорошо поступают нефтегазовые компании, нарушая постановление собственных советов директоров, где говорится о том, что при закупках оборудования преимущество должно отдаваться отечественным производителям! Судя по этому, руководство завода еще не освоилось в рыночной экономике.
СПРАВКА
Предприятие было акционировано в 1992 году, превратившись в ОАО `Завод `Электрик`. 95% акций принадлежит 4 юрлицам, назвать которые руководство отказалось. Объем реализации продукции в 2001 году составил 240 млн руб. План 2002 года - 350 млн руб. В I квартале нынешнего года было реализовано оборудования на 70 млн руб. |