Мальта с каждым годом становится для туристов все привлекательнее и удобнее. Правительство республики всерьез взялось за развитие туриндустрии на своем отдельно взятом архипелаге
Природные ресурсы Мальты довольно своеобразны. Те, кто привык отправляться в южные края только для того, чтобы покупаться в море и понежиться на ровном песочке пляжа, рискуют разочароваться. Нет, с морем там все в порядке. Оно теплое, очень чистое, с неправдоподобно голубой водой.
А вот песчаных пляжей практически нет. Все они галечные, на которых море старательно облизало и обточило каждый камушек. Тем не менее загорать на них несколько жестковато. Лучше воспользоваться шезлонгом или махнуть на все рукой и отправиться на поиски песка.
Один довольно симпатичный желто-песочный пляжик попался мне на о. Гозо, прямо под пещерой легендарной Калипсо. Местные жители уверяют, что именно здесь прекрасная волшебница семь лет удерживала в сладком плену Одиссея. (Что ж, может быть и так, но, на мой взгляд, для семилетнего проживания пещерка маловата.)
Тем, кто не боится замкнутого пространства, сидящий перед входом гозианец предлагает свечи, без которых синяки и шишки в пещере обеспечены. Причем, заметьте, не требуя взамен никакой платы. Хочешь - кинь монетку, не хочешь - бери так.
Однако для государства в целом подобный подход к зарабатыванию денег не характерен. Несмотря на островное положение страны и более чем скромные ресурсы полезных ископаемых, что неизбежно ведет к зависимости от внешнего рынка, здесь сумели создать довольно устойчивую национальную экономику.
Основной доход стране приносит промышленность, преимущественно легкая: обувная, текстильная и швейная. Хотя постепенно развиваются и более солидные отрасли: машиностроение, электронная и химическая. Определенный доход приносит разработка месторождения оникса, второго (после ископаемой и морской соли) и последнего полезного ископаемого на архипелаге. И, наконец, развивается судоремонт.
Другим китом мальтийской экономики является туризм, который стал вторым после промышленности источником поступления в казну иностранной валюты. Двадцать процентов государственных доходов дает именно он. Это довольно неплохой результат, особенно если учесть, что развитием туризма Мальта занимается серьезно всего лишь примерно 15 лет.
За последние годы государство вложило в отрасль 14 млн лир (1 лира - около $2,5). Эти средства направлялись на открытие представительских офисов за границей, развитие законодательства в сфере туризма и на обучение персонала для работы в этой отрасли.
Считая, что кадры решают многое, институт туризма перевели из ведения министерства образования под эгиду министерства туризма. Это дало определенные результаты. Из пришедших в отрасль в 2000 г. двух тысяч студентов 75% до сих пор работают в ней.
На Мальте сейчас 254 отеля. Среди них - представители известных всему миру гостиничных сетей `Кемпински`, `Рэдиссон`, `Хилтон`, `Коринтия`. Это не случайно. Министерство туризма делает ставку на прием весьма состоятельных туристов, приветствуя открытие пятизвездных отелей.
В то же время пока наиболее востребованными остаются гостиницы 3-4 звезды. Учитывая это, правительство стимулирует владельцев частных отелей проводить реконструкцию. Готовится новая государственная программа, по которой владельцам, желающим перестроить свои двухзвездные гостиницы, будут выплачивать 2% от суммы, требуемой на реконструкцию.
Государственных отелей на Мальте нет вообще. Однако авиакомпания `Эйр Мальта`, которая находится в собственности государства, имеет доли в нескольких гостиницах. Несмотря на `разгул` частного сектора, неплохо поставленная система сертификации позволяет контролировать качество проживания и обслуживания туристов. |