В классике российской деловой литературы, книге `7 нот менеджмента`, в отношении определения функции `Учет` содержалась некая двусмысленность: эта функция выступала как одна из нот (или функциональных компонент) менеджмента,
и точно так же называлась одна из стадий управленческого цикла
Для пояснения приведем один из вариантов этого цикла:
a. Выбор целевого критерия оценки качества решения
b. Сбор информации о ресурсах предприятия и/или возможностях внешней среды
c. Просчет вариантов
d. Выбор оптимального варианта - принятие решения
e. Учет (и отчетность)
f. Сравнение с принятым критерием оценки (контроль результатов)
g. Анализ причин отклонений и регулирование
(возврат к a, b или c)
В таком понимании стадия учета закономерно входит во все контуры управления взаимодействием с внешней средой, продукцией предприятия, организацией деятельности, финансовыми, материальными, человеческими и информационными ресурсами.
Концентрировать абсолютно все учетные операции в отдельную функциональную область нецелесообразно, даже в случае если предполагается дальнейшее процессное описание предприятия, в рамках которого учетные операции будут связаны с соответствующими управленческими контурами. Единственное исключение можно сделать для областей бухгалтерского учета (БУ) и управленческого учета (УУ), границы которого мы попытаемся определить ниже.
Если для бухгалтерского учета существует однозначное, законодательно оформленное определение, то в отношении управленческого учета подобной определенности нет, это область суждений различных специалистов в области управления, прежде всего экономистов. Все они, правда, сходятся во мнении, что бухгалтерский учет работает преимущественно на внешних пользователей, а управленческий учет - на внутренних.
Одно из ставших классическими определение управленческого учета звучит следующим образом:
`Управленческий учет есть система сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия последним различных управленческих решений`.
В этом смысле управленческий учет охватывает все объекты управления на предприятии, входит во все управленческие контуры и, следовательно, не образует собственной замкнутой функциональной области.
Другой крайностью является полное отождествление УУ с управлением затратами: `Управленческий учет - это система управления прибылью предприятия через управление затратами`.
В проекте методических рекомендаций `Постановка управленческого учета`, подготовленных для российских предприятий рядом крупнейших зарубежных консалтинговых компаний (при содействии фонда TACIS), присутствует некая средняя трактовка этого понятия, которое распространяет его на поддержку принятия всех управленческих решений в области финансово-экономического управления предприятием.
УУ в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также планирование, контроль и анализ. Иногда, для простоты, его ограничивают только задачами сбора, агрегирования информации и формирования управленческой отчетности, то есть формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения.
В основе управленческого учета, так же как и бухгалтерского, лежит первичное отражение хозяйственных операций в определенных регистрах учетной системы.
Эти базовые учетные операции называют иногда первичным или оперативным учетом. Но группировка данной информации осуществляется обоими видами учета в различных разрезах и с разной степенью документального подтверждения, а следовательно, и с разной оперативностью!
На верхнем уровне учетной системы компании находятся обобщенные финансовые индикаторы ее деятельности. На следующих уровнях информация, содержащаяся в отчетах, должна обеспечивать возможность раскрытия и диагностики причин, обусловивших те или иные значения индикаторов верхнего уровня. Здесь можно провести аналогию с базовым логистическим правилом 6 richtig (6 правильно - нем.), которое можно отнести и к информации: она должна предоставляться `заинтересованным лицам в нужное время в нужном месте в нужном количестве нужного качества и с приемлемыми затратами`!
Кроме того, вся управленческая отчетность должна быть построена на одном принципе: отчет должен поддерживать принятие управленческого решения, быть ориентирован на будущее. Управленческий учет, в отличие от бухгалтерского, который выстраивается снизу, и от учета хозяйственных операций, задается сверху - от потребностей высшего менеджмента в адекватной управленческой информации.
При отборе показателей надо иметь в виду, что данная информация предоставляется менеджерам, у которых нет времени разбираться в большом количестве цифр, поэтому система отчетности должна делать их обобщение и давать предварительную интерпретацию. Реально же характерна ситуация, когда на рассмотрение директору или топ-менеджерам готовится множество отчетов (планово-экономическим отделом, бухгалтерией, отделом сбыта и т. д.), плотно насыщенных различными цифрами, трудно обозримыми, а тем более трудно сопоставимыми друг с другом.
В последнее время интенсивно развивается концепция систем, получивших название Management Information Systems (MIS), предназначенных для того, чтобы централизованно и в наглядном виде обеспечить менеджеров предприятия необходимой информацией для принятия решений. Упрощая, можно сказать, что постановка управленческого учета эквивалентна созданию MIS.
Трудности внедрения и устойчивого функционирования системы УУ на российских предприятиях связаны с организационными проблемами, обеспечением синхронной и целенаправленной деятельности большого количества менеджеров компании. Наряду с постановкой новых технологий управления ресурсами предприятия требуется внедрить не менее сложные технологии организационного управления.
Эти задачи могут быть успешно решены с помощью программ класса orgware (организационный продукт - англ.), которые ориентированы на решение задач систематизации, хранения и обработки преимущественно `неколичественной` информации об организации деятельности предприятия. Orgware являются средствами поддержки организационного менеджмента, в отличие от других программных компонент информационных систем, предназначенных для управления ресурсами.
Первоначально продукты такого класса входили в качестве специализированных модулей в состав наиболее мощных западных систем корпоративного управления (SAP/R3, SOCAP, BAAN и др.). С появлением в России отечественных разработок подобных программ (причем в варианте, допускающем их применение вне рамок дорогих комплексных решений) стало возможным говорить об использовании в практике управления бизнесом современных технологий организационного управления, получивших название `бизнес-инжиниринг`.
Эти технологии основаны на применении моделей организационно-функциональной структуры предприятия, бизнес-процессов, жизненного цикла продукции, а также моделей внешней среды.
Таким образом, применение информационных технологий возможно и необходимо уже на начальном этапе постановки системы управленческого учета. Это делает ее постановку не просто набором полезных советов, а четко прописанной последовательностью операций бизнес-моделирования, гарантирующей точность и качество результата. |