Современные проблемы Петербурга связаны в первую очередь с укреплением экономической базы, подъемом народного хозяйства, решением различных социальных задач. Но специфика последних лет привнесла в нашу жизнь элементы большой политики, которые, перейдя с государственного на городской уровень, начали заметно воздействовать на облик и развитие северной столицы
Одну из первых скрипок играет здесь система местного самоуправления, введенная в России осенью 1995 года и несколько позже укоренившаяся на берегах Невы. Вопросами муниципального строительства занимаются теперь обе ветви власти, причем депутаты Законодательного собрания Петербурга ощущают себя не только составителями рамочных юридических актов, дающих самоуправлению воздух под крылья, но и наставниками своих муниципальных подопечных.
Нельзя забывать: город разбит на 50 парламентских округов и 111 самоуправленческих квадратов. То есть в каждый округ входит примерно по три-четыре местных образования, основные задачи которых напрямую пересекаются с окружной (и, шире, с районной) проблематикой. Поэтому депутат, что называется, обречен плотно сотрудничать с муниципалами, обучая их и учась у них.
Бился об Ленина темный класс...
Имеющиеся профильные законы и небогатая правовая практика препятствуют превращению территориальных `гнезд` в самодостаточные и преуспевающие городские кварталы. Вместе с тем в местном самоуправлении - огромный многообещающий потенциал, способный со временем, при правильном методическом подходе, раскрыться в полном объеме.
Содействуют этому и письма рядовых петербуржцев, которые все больше интересуются становлением муниципальных начал.
Как убежден Игорь Михайлов, заместитель председателя комитета ЗС по законодательству, необходимо создать модель, позволяющую наладить связи между людьми по месту жительства и сделать ее доступной для любого гражданина. Тогда она станет инструментом реального, подлинного народовластия.
Подобная схема, разумеется, вместит в себя не только муниципалитеты, но и органы госвласти. Однако муниципальное звено - по молодости лет и новизне дела - требует к себе особого внимания и исключительного такта.
Для качественного улучшения самоуправленческой деятельности, считает И. Михайлов, нужно иметь добротную, надежную информационную базу. Она поможет планировать работу и обеспечивать управление муниципалитетами.
Информационная служба должна принимать жалобы, просьбы и ходатайства, давать на них мотивированные ответы, направлять такие бумаги руководству МО с сопроводительными записками. Кроме того, информбюро обязано будет в случае необходимости организовывать опросы и местные референдумы по конкретным проблемам, волнующим население, а также публиковать их итоги и соответствующие решения органов МСУ и государственной власти.
Долги и авансы
Правда, учитывая скудные финансовые возможности нашей первичной демократии, наивно надеяться на эффективное функционирование информационных служб в каждом отдельном муниципалитете. Помешает и отсутствие знающих, квалифицированных кадров.
Целесообразнее формировать подобные ячейки в рамках нескольких МО, входящих в один и тот же городской избирательный округ. Вообще настало время подумать о совете муниципалитетов в составе избирательного округа. Во-первых, это интенсифицировало бы информационную и всякую другую полезную деятельность `очагов свободы`, заставив их начальство переходить от слов к делу.
Во-вторых, это накрепко связало бы интересы МО с нуждами округа, а в перспективе (после создания аналогичных районных цепочек) - и района. В-третьих, это упрочило бы контакты парламентариев с низами, облегчив - будем откровенны - проведение выборов в Собрание и позволив законодательной ветви взять настоящее шефство над муниципалами, чьи корни гораздо ближе к депутатским, нежели чиновным сферам.
Практика - критерий истины
Естественно, возникновение информбюро - не самоцель. Главное - помочь людям в труде, поддержать усилия руководителей и энтузиастов. Точно так же, кстати, думали у нас и при закладке основ цивилизованного самоуправления. Когда 130 лет назад, 20 июня (2 июля) 1872 года, в имперской столице вошло в силу `Городовое положение` (обнародованное еще летом 1870-го), то сей документ назвал пять стержневых предметов общественного управления - от хозяйства до местной администрации.
По словам И. Михайлова, нынешними муниципальными маяками следует считать работу с недвижимостью и дачными приусадебными участками, умелую спортивную и молодежную политику, санацию жилищно-коммунального сектора и, конечно, осуществление долгосрочного масштабного социально-экономического курса.
Но поскольку веер социальных целей необыкновенно широк, а сами они подвержены сейчас быстрой модификации (особенно среди юношей и девушек), то без постоянного информационного обеспечения двигаться вперед трудно. Не зная броду, нелепо лезть в воду. Эпоха красивых слов закончилась, и демократию оценивают по ее реальным достижениям. |