- Владимир Анатольевич, вы постоянно общаетесь с предпринимателями из разных регионов России. Какие выводы можно сделать о ситуации с малым бизнесом в целом по стране?
- Совершенно определенно могу сказать, что состояние малых предприятий оценивается всеми как весьма плачевное. Для российской власти, при сложившейся у нас криминально-олигархической системе управления государством, малый бизнес скорее обуза, чем действенный механизм развития рыночной экономики.
В развитых странах малые предприятия производят основную часть ВВП (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% - в Японии, 40% - в США) и обеспечивают работой большинство трудоспособного населения. Именно они двигают научно-технический прогресс, и именно они формируют тот самый средний класс, который и составляет основу любого экономически развитого общества. К сожалению, в России все это пока не является приоритетом государственной политики.
- Главный камень преткновения - существующий Налоговый кодекс. Но ведь Президент РФ обещал снизить налоговые ставки для малых предприятий. Как реально это отразится на сумме налогов?
- Судя по высказываниям президента, подразумевалось, что все налоги малого предприятия заменят одним. Это либо 8% от совокупного дохода, либо 20% от дохода минус сумма расходов. Единственное, что добавляется, - это 14% в Пенсионный фонд. По идее, все возможные траты предпринимателей должны учитываться, будь то обновление производственной базы, проведение презентаций, обучение сотрудников, расходы на рекламу или консультационные услуги. Однако на деле этого нет.
- Говорят, что законопроект по налогам, предложенный Правительством РФ для рассмотрения в Думе, весьма спорный...
- Он вызвал бурю протеста участников конференции. Изменения в налоговом законодательстве, предложенные президентом, и правительственный законопроект абсолютно противоположны по сути. Предлагаются еще более тяжелые для малого бизнеса условия, в частности, дополнительно установлен единый социальный налог на плательщиков единого налога на вмененный доход и на индивидуальных предпринимателей.
Так и не решена проблема минимизации выплат по НДС. Все это еще больше ухудшит и без того незавидное положение предпринимателей. И те, кто разрабатывал правительственный законопроект, отлично это понимают. Поэтому ни одной конкретной фамилии под документом не стоит: зачем брать на себя ответственность?
- Если такой закон заведомо ухудшит положение предпринимателей и приведет к разорению многих малых предприятий, зачем его принимать?
- Для власти это повод еще раз выказать свое недоверие предпринимателям как зарождающемуся в России среднему классу. Ну не нужен средний класс той системе руководства, что сложилась у нас за последнее десятилетие.
Существующий Налоговый кодекс специально создан, чтобы у власти была возможность надавить и привлечь к ответственности любого бизнесмена. Пусть предпринимателей удерживает страх. Ведь в полном объеме налоги не платит никто - их просто невозможно платить в установленных размерах. Вот и получается, что для власти каждый предприниматель - потенциальный преступник.
- А какие меры по изменению налогового законодательства предлагали принять сами участники конференции?
- Прежде всего, необходимо без отлагательств разработать специальную главу Налогового кодекса, которая бы описывала режим налогообложения именно малых предприятий. Очень важно, чтобы этот документ разрабатывали не кулуарно в министерствах и ведомствах, пусть даже очень хорошие специалисты, а с участием предпринимателей.
В новой редакции кодекс должен четко определять, что такое малое предприятие и что такое средний бизнес.
Что касается единого социального налога, то он не должен составлять отдельную графу выплат, он входит в состав единого налога на вмененный доход. В 1920-х годах нэп был уничтожен не административными мерами, не указами и распоряжениями. Его погубили вмененные налоги. Это же полная ерунда, когда в качестве критериев для налогообложения в расчет берутся квадратные метры, число окон и так далее. Какое отношение это имеет к налогу? Никакого.
Кроме того, в прямом смысле стресс вызывает огромный вал бумажной отчетности, которую вынужден вести каждый предприниматель. Вместо того чтобы заниматься работой, он бегает по различным инстанциям, оформляет документы и совершает платы во множество `окошек`.
Почему бы не упростить этот процесс и не перечислять общую сумму всех налогов на один счет? А Пенсионный фонд, медицинское страхование, федеральный и местный бюджеты пусть сами делят этот пирог.
- А как обстоят дела в сфере кредитования малого и среднего бизнеса?
- В банковской среде распространено мнение, что вложения в малые предприятия рискованны и невыгодны. Это связано в первую очередь с отсутствием залогов и гарантий малых предприятий, сравнительно низкой рентабельностью проектов. Доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеет лишь около 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это всего 1% потенциального рынка.
Чтобы изменить ситуацию, государство должно заинтересовать банки в кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства. С другой стороны, необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям.
Конечно, большинство коммерческих банков как не рассматривало, так и не будет в обозримом будущем рассматривать малые предприятия в качестве потенциальных клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков, неизбежно возникающих при кредитовании финансовыми структурами субъектов малого бизнеса. |