Как выясняется, гл. 25 второй части Налогового кодекса РФ содержит сюрпризы для предпринимателей. Это неудивительно: документ принимался с учетом последующей доработки, потому что никто не мог точно предсказать, как система налогового учета (она вводится параллельно бухгалтерскому) изменит финансовые координаты российского бюджета в целом. На май 2002 года внесено всего три поправки. Поэтому бухгалтерский и налоговый учет по-прежнему плохо корреспондируются между собой. Причем разница - не в пользу предпринимателей.
Например, из списка расходов предприятий, не включаемых в налогооблагаемую базу, исключены затраты на приобретение комплектующих и полуфабрикатов от сторонних компаний, а также по всем субподрядным услугам. В результате существенно ухудшится финансовое положение сборочных производств, строительных компаний и научно-исследовательских институтов, где особенно велика доля субподряда и услуг со стороны.
Из налогооблагаемой базы не вычитается и ряд других реальных затрат предприятий, на сумму которых раньше она уменьшалась. В частности, расходы на выплату непрямой заработной платы персоналу, расходы на ремонт имущества и основных фондов, безвозмездно переданных им для использования или в аренду... В результате некоторые фирмы, работающие в кооперации или выполняющие связанные с использованием госимущества услуги (в том числе госзаказы), попадают в налоговую ловушку.
Отреагировать на налоговый `стриптиз` успели пока лишь структуры, которые связаны с московскими олигархическими группами. Поэтому о налоговой реформе в центральной прессе и помалкивают: ведь вся мощь удара придется на российские регионы. Причем некоторые компании и организации могут вообще оказаться на грани банкротства.
Предстоят сворачивание фронта работ и увольнение персонала и в российских дорожно-строительных организациях. Ведь еще одна `мина` заложена в правительственном проекте финансирования строительства и ремонта территориальных автодорог. Ранее основная часть сборов средств в Дорожный фонд поступала от нефтегазовых компаний. Суть реформы - в освобождении их от этого бремени. `Выпадающие` же доходы предполагается собрать, прежде всего, с населения. И в новой системе координат оно с удивлением в 2003 году обнаружит, что целый ряд услуг и товаров после ликвидации территориальных дорожных фондов подорожает...
На подходе у законодателей и третья крупная реформа РАО `Единая энергетическая система`. Ее концептуальная канва в принципе не вызывает возражений. Нюанс - в том механизме, по которому начнут формировать рынок электроэнергии в России. Сегодня предлагают узаконить такие решения, из-за которых государство рискует утратить контроль за энерготарифами. При этом Сибирь и Дальний Восток по объективным причинам практически не пострадают, зато кошелек жителей европейской части России (особенно Северо-Запада!) уже в начале преобразований РАО `ЕЭС` существенно оскудеет.
По мнению экспертов, благодаря этим шагам будет изъят тот излишек денег, который появился сейчас у российского среднего класса. Таким образом можно будет пополнить госбюджет, который в 2003 году, очевидно, оскудеет.
Уже сейчас в федеральной казне ощущается дефицит средств, что сказывается на выполнении некоторых целевых программ. И это обстоятельство будет во многом определять решения депутатов Госдумы...
Непонятно только одно: на что же в таком случае идут доходы от экономического роста страны и экспорта углеводородов на мировой рынок? И как же быть с намерениями правительства России улучшить условия жизни простых граждан?
|