- Зоя Валентиновна, в последнее время немало говорят о неполадках в системе жилищно-строительных кооперативов, о каком-то особом, чуть ли не предвзятом отношении к ним со стороны властей. Что же на деле происходит в этом секторе?
- Система ЖСК существует свыше сорока лет - с конца 1950-х годов. Впервые же дома, где проживают только собственники своих квартир, были законодательно зафиксированы в 1964 году. В основном они возводились в Москве и Ленинграде. И хотя впоследствии кооперативная география расширилась, центрами таких застроек остались столицы. К примеру, сегодня на берегах Невы около полутора тысяч жилкооперативов, где насчитывается до 300 тыс. квартиросъемщиков.
Вот почему проблемы, связанные с этим сегментом городского жилищного фонда, являются важными и значимыми для всего Петербурга. Естественно, их приходится решать и на уровне районов, и в пределах избирательных округов, в каждом из которых проживают 100-110 тыс. человек.
Суть вопроса станет яснее, если вспомнить, что происходило лет десять назад. Тогда прошла масштабная приватизация жилья, и гражданам бесплатно предоставили квартиры, которые они занимали в государственном и муниципальном фондах. Одновременно власти передали жилье, где выплачены паевые взносы, в собственность его владельцам. Что же касается системы ЖСК, то в ней подобные перемены вообще носили обязательный, фактически принудительный характер и были продиктованы еще в совет-ские времена законом от 1 июня 1990 года. Таким образом, около 95% пайщиков-кооператоров волей-неволей стали хозяевами своей площади. Правда, с одной оговоркой: люди не обнаружили серьезной, качественной разницы между коммунальным обслуживанием прежде и теперь.
- А на что они рассчитывали?
- На больший комфорт в домах, подъездах, во дворах. Получилось же нечто противоположное. Если для собственников квартир в государственном жилфонде установлены равные с другими жильцами тарифы на услуги, то в ЖСК владельцы обязаны самостоятельно, из личного кармана, выплачивать жалованье председателю, бухгалтеру и многочисленному персоналу. Настоящее средневековое "кормление".
Кроме того, пайщики должны за свой счет ремонтировать инженерные коммуникации, крыши, фасады, лифты и мусоропровод. Как видите, широковещательные заверения начальства, что везде введены единые тарифные ставки, плохо стыкуются с действительностью. Это совершенно неправильно и несправедливо. Ведь вопреки обывательским пересудам о высоких доходах лиц, проживающих в ЖСК, их реальные финансовые возможности весьма ограниченны.
- Но должно же быть какое-то современное законодательное регулирование ситуации вокруг ЖСК...
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Законы порою сами плодят всякие несуразности. Так, любой жилищный кооператив выступает сегодня в качестве юридического лица, что моментально накладывает на него массу различных "повинностей". Его обязывают заключать договоры с иными юрлицами: банками, Водоканалом, телефонным узлом и так далее. В результате возникает новая головная боль - пренеприятнейший вопрос об уплате налога на добавленную стоимость.
Ко всем суммам, вносимым за коммунальные услуги, казна произвольно приплюсовывает величину НДС, то есть еще 16,6%. Причем государство неукоснительно взимает этот налог. И это на фоне недавно обнародованной второй части Налогового кодекса РФ, где в статье 27 указано, что основные услуги, предоставляемые кооперативам, официально освобождены от взимания НДС.
Наша искушенная налоговая инспекция так замысловато истолковывает сию, казалось бы, прозрачную как слеза юридическую норму, что выходит, будто жилкооператоры ну просто рождены на белый свет для уплаты НДС.
Остается надежда на арбитражный суд, который буквально на днях признал правоту пайщиков и позволил своим решением не только не платить незаконные поборы, но и потребовать назад прежде внесенные деньги. Улита едет...
- Ну а каков же алгоритм действий депутатов?
- Петербургские парламентарии могут, увы, далеко не все. Например, нам не дано "вторгаться" в федеральное законодательство, отменять или хотя бы сокращать налоги. Но мы в силах посодействовать в проведении капитального ремонта какого-либо здания или его конструктивных элементов. Не будем хвалиться, но и не станем прибедняться: депутаты вправе выделить на жилищное хозяйство некоторые средства при утверждении очередного городского бюд-жета.
Поэтому располагает к оптимизму законопроект, подготовленный в рабочей группе по вопросам жилищно-коммунального обслуживания домов ЖСК, ЖК и ТСЖ, где председательствует Михаил Амосов. Акт намечает предоставлять данным категориям собственников определенные пособия из кошелька северной столицы - в рамках целевого бюджетного финансирования и адресной помощи.
Ежегодные суммы должны равняться субсидиям на содержание государственного жилфонда. Убеждена: деньги, если поискать, найти можно.
|