25 декабря открывается наливной порт Приморск. Строительство этого терминала в 170 км от Петербурга и в 7 км от Приморска начато на основании Указа Президента РФ от 03.12.92 "О мерах по возрождению торгового флота" и ряда других правительственных документов.
Площадку для порта выбрали на побережье Финского залива. Естественные глубины в акватории там были 15-30 м, а остров Большой Березовый защищал суда для маневрирования на подходах к причалам.
Завтра официально вводятся в строй и основные объекты первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС). Ведь приемку гидросооружений, линии электропередачи и других первоочередных объектов завершили еще раньше. На прошлой неделе началось заполнение резервуаров нефтебазы (общая вместимость - 500 тыс. тонн).
Говорят, акт о сдаче Приморска был подписан уже 21 декабря - в день первого заседания российской Морской коллегии в Петербурге с участием премьер-министра Михаила Касьянова.
В 2002 году порт сможет перевалить 12 млн тонн нефти, для чего достаточно 120 судозаходов крупнотоннажных танкеров. Ожидаемая прибыль - $27 млн в год.
Временно портом управляет ООО "Специализированный нефтеналивной порт "Приморск", основными акционерами которого являются "Балтнефтепродукт" (99% акций) и ОАО "Верхневолжские нефтепроводы" (1%). Оба - дочерние компании ОАО "Транснефть".
Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков полагает, что в ближайшие дни ему на смену придет АО "Приморский морской торговый порт" (ПМТП), которое под присмотром государства и по заданию "Транснефти" займется разработкой генплана порта. Над этим уже работают в проектном институте "Гипротрубопровод"...
В перспективе в правительстве Ленобласти рассчитывают перерабатывать в Приморске и другие грузы. Какие - уточнят после выработки генсхемы развития порта. Когда-то, напомним, здесь хотели построить терминалы для генгрузов и для обслуживания ролкерных судов, что перекрещивалось с планами развития порта в Усть-Луге.
Однако у нефтяных компаний свои виды на терминалы Приморска. На пресс-конференции в Петербурге глава компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов намекнул, что отсюда Россия сможет "рулить" экспортом нефти. Ведь Приморск станет вторым по мощности после Новороссийска наливным портом в стране...
Свои акценты в ситуацию вокруг Приморска вносят и в Минтрансе РФ, где разные группировки борются за то, каким объектам российской портовой инфраструктуры на Балтике следует отдать предпочтение в финансировании. Напомним, что 22 декабря 2001 года открыли Балтийский балкерный терминал в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" по перевалке минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год, а 27 декабря должны запустить угольный терминал в порту Усть-Луга.
Между тем поспешный ввод новых терминальных мощностей может вызвать проблемы с обслуживанием судов на подходах к уже имеющимся перегрузочным комплексам на побережье Финского залива. Особенно зимой...
И еще одна деталь: ввод Приморска совпал с грандиозным скандалом в Литве, где американская компания Williams Int. (оператор нефтеконцерна Mazeikiu nafta) расторгла соглашение о долгосрочном сотрудничестве с российской НК "Юкос". Перед этим Williams Int. рассорился с "ЛУКОЙЛом".
По-видимому, в Литве до сих пор не осознают, что российским нефтяным компаниям в конце концов надоест торговаться со странами Балтии и они предпочтут направить инвестиции в Приморск, где максимальный тариф на прокачку тонны нефти от Ярославля по БТС составит $6,5, что значительно дешевле отправки сырья, например, в Эстонию.
От расстановки всех этих акцентов зависит дальнейшая специализация нового порта Приморск.
|